Боровичи Новгородской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым изучением экономики и биологии"

Здоровье

Антинаркотическая безопасность

Профилактика злоупотребления наркотиками – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и потреблению наркотических и других психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими веществами.

Профилактика зависимостей, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля.

Как известно, наркоманию и токсикоманию трудно лечить и поэтому крайне актуальной является задача раннего выявления употребления психоактивных веществ еще на начальной стадии. При раннем выявлении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, токсические вещества профилактическая работа может проводиться психологом и врачом-наркологом, как в наркологических учреждениях, так и в учреждениях образования.

Приказ МАОУ "СОШ № 11" от 01.09.2022  №125 осн  "Об организации работы по профилактике употребления и распространения наркотических и психоактивных веществ среди обучающихся"

План мероприятий по профилактике употребления и распространения наркотических и психоактивных веществ среди обучающихся на 2022-2023 учебный год

Приказ МАОУ "СОШ № 11" от 01.10.2022 "О запрете курения в здании и на территории школы"

Информационные материалы по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Описание социальной кампании по борьбе с продажей несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции

«СПАСИБО ЗА ОТКАЗ!»

  1. Актуальность

Благодаря совместным усилиям органов государственной власти и общественных организаций удалось снизить число нарушений законодательного запрета на продажу табачной продукции несовершеннолетним. Однако ситуацию пока нельзя назвать благоприятной. Если в крупных сетевых предприятиях торговли подавляющее большинство продавцов соблюдают запрет, то степень соблюдения запрета на продажу табачной продукции до 18 лет в формате мелкорозничной торговли требует внимания. Особенно учитывая тот факт, что в течение последних нескольких лет особое распространение получили новые способы потребления никотина, в частности, посредством электронных систем доставки никотина. И эта продукция привлекает внимание подростков и молодежь. Проблему подросткового курения также усугубляет распространение нелегального рынка табачной продукции.

В 2020 году вступил в силу запрет на продажу электронных систем доставки никотина и их заправочных средств несовершеннолетним. Многократно повышены штрафы за продажу табачной продукции лицам моложе 18 лет. Аналогичные штрафы предусмотрены и за продажу электронных курительных изделий, а также их заправочных средств несовершеннолетним. Однако не смотря на появившийся запрет и многократное повышение штрафов эта продукция по-прежнему доступна для несовершеннолетних.

Табачная и никотинсодержащая продукция доступна для несовершеннолетних в основном в точках мелкорозничной торговли. Согласно социологическому исследованию проведенного исследовательским холдингом «Ромир» в 2021 году в 5-ти городах России (Санкт-Петербурге, Ярославле, Брянске, Краснодаре, Новосибирске) 73% курящих несовершеннолетних покупают табачную и никотинсодержащую продукцию в небольших магазинах и павильонах, 17%  – в нелегальных местах продаж: на уличных лотках, рынках, автолавках. Также одним из каналов приобретения табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетними является участие совершеннолетних покупателей в покупке и передачи этой продукции лицам моложе 18 лет, что является нарушением ст. 20 п. 1 15-ФЗ. Согласно данным опросов «Ромир» около 40% курящих подростков приобретают сигареты через обращение к взрослым покупателям или совершеннолетним знакомым с просьбой купить для них эту продукцию.

 

 

 

 

  1. Цели и задачи социальной кампании

 

Для решения вышеобозначенных проблем проводится социальная кампания, цель которой ограничить доступ несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции.

 

 

 

Задачи кампании:

– призывать и стимулировать торговые точки эффективно соблюдать запрет, а совершеннолетних потребителей не приобретать табачную и никотинсодержащую продукцию для подростков;

– привлечь широкую общественность к решению проблемы доступа несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции;

– информировать потребителей о запрете и административной ответственности за покупку и передачу несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции;

– оказать содействие контрольно-надзорным и правоохранительным органам в обеспечении контроля за исполнением запрета на продажу табачной и никотинсодержащей продукции до 18 лет.

 

  1. Активности социальной кампании

 

Социальная кампания включает в себя:

  • распространение в торговых точках полиграфических информационных и наглядных материалов для размещения в местах продаж:

– стикеров для покупателей с информацией о том, что у них могут спросить документ, подтверждающий совершеннолетние при продаже табачной и никотинсодержащей продукции,

– стикеров с информацией о запрете на покупку и передачу несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции, а также штрафных санкций за это нарушение;

– специальных журналов для подписи продавцов о том, что они обязуются не продавать табачную и никотинсодержащую продукцию несовершеннолетним,

– памяток для продавцов с информацией о штрафах, фразами корректного отказа при сомнении в совершеннолетии покупателя и призывом соблюдать закон.

Данная часть кампании призвана оказать помощь предприятиям торговли в эффективном соблюдении закона.

  • проведение кампании социальной рекламы – выпуск и продвижение в социальных сетях и размещение на наружных рекламных носителях серии социальных плакатов/баннеров, призывающих сообщать о местах продажи несовершеннолетним табачных и электронных курительных изделий, продавцов не продавать эту продукцию подросткам, а взрослых покупателей не помогать детям в приобретении табачной и никотинсодержащей продукции.
  • проведение информационной кампании в СМИ, популяризирующей действующие запреты и штрафные санкции, в том числе за покупку и передачу несовершеннолетним табачных и электронных курительных изделий.
  • инициирование контрольных мероприятий – передача в МВД и Роспотребнадзор информации о местах продажи табачных и электронных курительных изделий несовершеннолетним.

 

  1. Партнеры по реализации социальной кампании

 

Полиграфическая продукция, социальная реклама. пресс-релизы и другие материалы выпускаются МОО «Общественный Совет по проблеме подросткового курения» (далее – Общественный Совет). Общественным Советом осуществляется общая координация проектом. В 2022 г. в географию программы включены регионы: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ярославская область, Новосибирская область, Новгородская область. Отдельно в каждом регионе, входящем в географию программы, формируется организационный комитет социальной кампании. В организационный комитет (или рабочую группу) социальной кампании приглашаются представители профильных министерств и департаментов региональных правительств РФ:

министерства промышленности и торговли – для оказания содействия в распространении полиграфических материалов среди предприятий торговли регионов РФ;

министерства образования – для оказания помощи в распространении социальной рекламы среди родительской аудитории с призывом сообщать о местах продажи электронных курительных изделий и табачной продукции несовершеннолетним;

министерства спорта и молодежной политики, для распространения социальной рекламы в социальных сетях и привлечения волонтеров для распространения материалов кампании в торговых точках;

управления информационной политики для оказания информационной поддержки кампании: освещения через региональные СМИ старта и итогов кампании и совместной работы.

Также к реализации кампании приглашаются региональные волонтерские и общественные организации, торговые и бизнес ассоциации.

Проект обращения к руководителям предприятий торговли от лица Администрации муниципального образования или района

Уважаемый руководитель предприятия торговли!

В Новгородской области проходит областная социальная кампания «СПАСИБО ЗА ОТКАЗ!». Цель кампании – ограничение доступа несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции.

Просим Вас строго соблюдать закон, запрещающий продажу несовершеннолетним сигарет, вейпов, никотинсодержащей жидкости и провести работу с персоналом Вашего предприятия торговли на предмет ответственного отношения к данному ограничению.

В регионе организована «горячая линия» для сбора информации о местах незаконной продажи табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним. Будьте внимательны. В случае сомнения в возрасте покупателя обязательно спрашивайте документ, подтверждающий совершеннолетие.

В помощь соблюдения законодательства торговли мы предлагаем Вам получить специальные информационные и наглядные материалы для оформления мест продаж и стимулирования продавцов соблюдать закон. Презентация материалов во вложении. Материалы предоставляются бесплатно.

Получить материалы в печатном виде для размещения в торговых точках можно обратившись в Администрацию района (тел. контактного лица администрации и адрес, по которому можно получить полиграфические материалы).

Текст для размещения в социальных сетях и чатах

 

Представленный ниже текст для оформления поста в социальных сетях не является обязательным. Предлагается как один из возможных вариантов публикации.

 

____________________

 В Новгородской области проходит социальная кампания «СПАСИБО ЗА ОТКАЗ!», которая призывает не продавать и не передавать детям и подросткам табачную продукцию/электронные сигареты.

Если вы стали свидетелем продажи несовершеннолетнему табачной или никотинсодержащей продукции – звоните на «горячую линию»  8 800 234 29 26

Пожалуйста, внесите свой вклад в здоровье подрастающего поколения и сделайте репост публикации.

Подробнее о кампании — Спасибозаотказ.рф

Макет для размещения в соц сетях (вложен отдельным файлом в папку с приложениями)

Альтернативным вариантом размещения публикации может быть репост публикации в ВК со стены группы Общественного Совета по проблеме подросткового курения
Ссылка
:  https://vk.com/non_smoking_children?w=wall-147019982_338

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Социальная кампания по борьбе с продажей сигарет несовершеннолетним стартует в Новгородской области

 

Общественный Совет по проблеме подросткового курения при поддержке Правительства Новгородской области запускает кампанию «Спасибо за отказ!», направленную на борьбу с продажей несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции.

 

Инициатива включает распространение информационных материалов для продавцов и покупателей в местах продажи сигарет и проведение кампании социальной рекламы. Специальные материалы должны не только стимулировать торговые точки более жестко соблюдать запрет на продажу табачной и никотиносодержащей продукции несовершеннолетним, но и обратиться к взрослым потребителям с призывом не приобретать сигареты по просьбе подростков и сообщать о нарушениях закона на специально созданную горячую линию.

 

Задача кампании заключается в том, чтобы снизить количество нарушений в рознице и ограничить доступ несовершеннолетних к табаку и электронным сигаретам. «Мы хотим привлечь как можно больше внимания к этой проблеме, призываем продавцов не продавать, а взрослых не покупать табачную продукцию подросткам и рассказываем о запрете и административной ответственности за это. В рамках инициативы подготовлена новая серия вспомогательных материалов как для работников торговых точек, так и для покупателей. Очень часто детям помогают молодые люди и взрослые, которые просто не задумываются о последствиях своих действий», – говорит руководитель Общественного Совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская.

 

В числе материалов кампании «Спасибо за отказ!» стикеры, сообщающие покупателям о запрете на покупку и передачу несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции, а также штрафах за это нарушение. Также будут использоваться плакаты и памятки для продавцов с информацией о штрафах, фразами корректного отказа при сомнении в совершеннолетии покупателя и призывом соблюдать закон. В раздаче этих материалов будут участвовать волонтеры Ресурсного центра добровольчества Великого Новгорода и Молодой Гвардии.

Среди родителей учащихся школ и подростково-молодежных учреждений, а также в социальных сетях будет распространена социальная реклама, призывающая сообщать о продаже несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции на горячую линию: 8-800-234-29-26. Родители смогут поучаствовать в организованном в рамках кампании областном вебинаре «Помощь родителям в защите детей от курения».

Поддержку Совету оказывает правительство Новгородской области, общественные и добровольческие организации. «Правительство обязательно должно поддерживать такие инициативы, как акция «Спасибо за отказ!». Табачная продукция и электронные сигареты не должны быть доступны для детей и подростков. Важно, чтобы это четко понимали участники рынка – малый бизнес и сетевые магазины. Каждый сотрудник торговых организаций должен осознавать, что, продавая несовершеннолетним никотиносодержащую продукцию, он не только наносит непоправимый вред здоровью конкретного ребенка, но и нарушает законодательство Российской Федерации», — подчеркнул министр промышленности и торговли Новгородской области Иван Чекмарев.

Согласно социологическому исследованию холдинга «Ромир», проведенному в 2021 году в 5-ти городах России 73% курящих несовершеннолетних покупают табачную и никотинсодержащую продукцию в небольших магазинах и павильонах, 17% – в точках, торгующих нелегально: на уличных лотках, рынках, автолавках. Очень часто подросткам помогают взрослые. Как выяснил «Ромир», 40% курящих подростков периодически обращаются к взрослым с просьбой купить для них сигареты и таким образом приобретают эту продукцию. Покупка и передача табачной продукции несовершеннолетним является нарушением ст. 20 п.1 15-ФЗ.

Принять участие в кампании может каждый. Достаточно зайти на сайт  спасибозаотказ.рф, где можно бесплатно заказать материалы для своего предприятия торговли, скачать плакаты социальной рекламы и поделиться ими в своих аккаунтах в социальных сетях. Для некоммерческих организаций и волонтеров, имеющих возможность и желание содействовать в решении проблемы доступа детей и подростков к табачной и никотинсодержащей продукции, предлагается сотрудничество.

Более подробная информация о кампании на сайте спасибозаотказ.рф,

Дополнительная информация – Ирина Ковалева, телефон: 8 (911)705-97-58, e-mail: sovet@osppk.spb.ru